ГЛАВА 4. Крепость (Sord Sata)
– Drosh Flacteder от Glaga Sov, – раздался на Gahorl голос Ятеша.
– Прочтите, – сказала Лафиль.
– Всем кораблям, Skobrotaf. Конец сообщения.
– Пошлите Aga Feshyot. Rilbiga, переведите Flasath в Skobrotaf, – скомандовала Лафиль.
Она взглянула на Ja Fad. Sov Deir Kasna остановился и стоял неподвижно, выстроившись в шеренгу.
Множество Flasath пролетало сквозь этот строй и уносилось вперед. Это были подразделения Leit, которые до сих пор держали в резерве. Похоже, добавились подразделения и из других флотов.
Byr Matorogona Volper неустанно посылал атаки на Sord Kemaler. Нельзя сказать, что эти атаки были успешны, но в последнее время наконец-то появились признаки изменений.
Вражеский заградительный огонь стал редеть. Очевидно, расход вражеских Sates Gor Hoka превосходил их производство.
Все это, конечно, могло оказаться военной хитростью со стороны противника. Допустим, он имел весьма приличный запас Hoksath, но умышленно ограничивал себя в их применении, чтобы изобразить свое плачевное состояние.
Впрочем, эта проблема была не из тех, что должны заботить Лафиль. Она ведь всего лишь Sarerl корабля. Когда-нибудь, возможно, она воссядет на Skemsorl Roen, но сейчас в ее распоряжении только Sopai. Главное для человека в ее положении – добросовестно выполнять приказы.
Да, задача по разгадыванию вражеских планов лежала на плечах Glagaf Byrer. А там решили, что это не обман со стороны противника.
На этот раз заградительный огонь был совсем слабый. С «Фликовом» осуществили Gor Putarloth всего три Hoksath. Более того, вражеских кораблей тоже не было. Их встречали только беспилотные мины.
Во время предыдущей атаки враг тоже не посылал своих кораблей в Fath. В системе Кемаль располагался не только завод по производству Hoksath, но и громадная верфь. Ее производственные возможности не следовало недооценивать. Поскольку крупных сражений пока еще не было, уничтоженные вражеские корабли, скорее всего, восполнялись легко. Однако если корабль можно построить быстро, то подготовить его экипаж – нет. Так что военная мощь врага, возможно, снизилась существенно.
Если это так, то выжидать в Dath – самая разумная тактика.
Впрочем, Лафили и об этом беспокоиться не было нужды. Ее обязанности были предельно просты: как только перед ней окажется враг – атаковать его.
Пока что ее задание – охранять эскортные суда. Задание, которое никак не назовешь интересным.
Но непохоже было, что ее очередь действовать вообще настанет. Вражеские корабли, как всегда, не появлялись.
– Drosh Flacteder от Glaga. Всем кораблям перейти в Noktaf, держать дистанцию до Leit. Конец сообщения.
Услышав доклад Ятеша, Лафиль кивнула и тут же отдала соответствующие распоряжения.
Началась скучная прогулка.
Наконец подразделения дивизион эскортных судов достигли края спирали Сорда, и командование вновь прислало приказ остановиться.
На этот раз вперед пошли подразделения Alek, полностью загруженных Hoksath. Им предстояло запустить все эти мины в Сорд.
Но и после этого черед фрегатов и Resii не настал.
Еще одно подразделение Alek вошло в Сорд. Вместо Hoksath они несли на борту ракеты с антивеществом. Ракеты эти обладали мобильностью в нормальном пространстве, но не были оснащены Flasatia и потому заметно уступали минам по размеру. А значит, каждый корабль мог нести их существенно больше.
У Лафили были вопросы к этой операции. Например, стоило ли посылать вперед уязвимые линейные корабли. С тенью тревоги она наблюдала, как группа Flasath ныряет в Сорд Кемаль.
Наконец командование приказало выдвигаться патрульным кораблям и фрегатам.
– Прохождение Сорда Кемаль через пять минут.
– Внимание, говорит Sarerl, – обратилась Лафиль по корабельной трансляции. – Наш корабль скоро выйдет в нормальное пространство, где нас ждет тяжелый бой. Всем приготовиться.
Затем она приказала провести финальную проверку двигателей и вооружения. Один за другим стали поступать доклады о том, что системы в норме. Фрегат был полностью готов к бою.
– Прохождение Сорда через одну минуту, – доложила Экурьюа.
– Начать обратный отсчет с тридцати секунд.
Отсчет зазвучал совсем скоро.
– …Двадцать пять, двадцать четыре, двадцать три… – мерный голос Экурьюа заполнил мостик. Так же мерно нарастала нервозность на мостике.
Лафиль полностью сосредоточилась на ощущениях своего Frosh.
– …Пять, четыре, три, два, один, проход.
Область охвата Frokaj резко расширилась, словно мир внезапно распахнулся во всех направлениях. У Лафили слегка закружилась голова. Такое ощущение она испытывала всякий раз при переходе из Fath в Dath. И ей оно не то чтобы не нравилось.
Но наслаждаться ощущениями от выхода в нормальное пространство было некогда.
Как она и опасалась, ситуация была тяжелая.
Положение корабля в Сорде на стороне Fath и на стороне Dath никак не связаны между собой. Когда корабль выходит из Сорда, предсказать, где именно на поверхности сферы он появится, невозможно.
Даже если подразделение направляется в Сорд четким строем, на выходе корабли оказываются далеко друг от друга. Согласованные действия с союзными кораблями невозможны, за исключением случаев невероятного везения.
В то же время обороняющаяся сторона может заранее расставить свой флот и мобильные форты. Для них это скорее охота, чем бой. Наверное, интересное занятие.
Конечно, Hoksath и ракеты, выпущенные линейными кораблями, нанесли определенный урон, но это еще не значило, что сражение разворачивалось благоприятным образом.
Лафиль попыталась определить курс к точке сбора, но тут же поняла, что сейчас не до того.
В их сторону летело несколько десятков каких-то объектов – скорее всего, Spyut, выпущенных из Irgyuf.
– Уклон! – выкрикнула Лафиль.
Левая рука Арбофа с надетой Gooheik шевельнулась.
Комендор не стал отвечать на отданный приказ, но, естественно, Лафиль не винила его за это. Она лишь предупредила команду:
– Всем постам – приготовиться к резким ускорениям!
Все маневровые двигатели по правому борту включились, и фрегат скользнул вбок.
Лазерные пушки открыли огонь по вражеским снарядам.
Совсем рядом произошел мощный взрыв, и ударная волна сотрясла «Фликов».
Первую атаку они пережили, но даже дух перевести было некогда.
– К нам идут три корабля, похоже, вражеские! – доложил Ятеш.
Лафиль все еще пыталась разобраться в положении дел.
Линейные корабли, вошедшие первыми, действительно достигли впечатляющих результатов. Но и потери их, похоже, были значительными.
Все поле боя захламляли обломки кораблей обеих сторон и еще не рассеявшиеся сгустки антивещества.
Лафиль зажмурилась и сосредоточилась на Frokaj. На мысленной четырехмерной карте пространства-времени ей удалось проложить курс к точке сбора. Но что лучше – лететь туда сразу или сначала сразиться с этими тремя приближающимися кораблями?
Похоже, все три корабля были Boria. Этот тип корабля не оснащен Flasatia и рассчитан исключительно на сражения в нормальном пространстве. Labule подобными кораблями практически не пользуются, но для флота Суверенного Союза Народов Звездных Систем они вполне типичны. Здесь проявилось различие между Аб, считающими основным полем битвы двумерное пространство и не очень стремящимися защищать звездные системы, и Союзом, ставящим Nahen превыше всего.
Более того, эти три корабля – тяжелые сторожевики, они оснащены Irgyuf. По вооружению они почти не уступают фрегатам, но благодаря отсутствию Flasatia превосходят их в мобильности. А Flasatia в нормальном пространстве не нужен.
Как ни больно было это признавать, в сражении один против трех шансов на победу нет. С другой стороны, даже если «Фликов» направится сейчас прямо к точке сбора, ему все равно придется огибать вражеские корабли.
Времени дальше раздумывать у Лафили не осталось: все на мостике ждали ее приказов.
– Арбоф, – произнесла наконец Лафиль. – Один залп по вражескому кораблю, по какому именно – сами решите; потом прорываемся к точке сбора.
– Есть.
Opsei и Roilaga взревели.
«Фликов» развернулся носом к вражеским кораблям.
Арбофа как Tlakia наверняка раздражало, что он не может толком целиться, но все равно он нажал гашетку.
Irgyuf фрегата выплюнули Spyut.
Враги произвели второй, а потом и третий залп, но Арбофу удалось искусным маневрированием уклониться и от них.
Уходя от огня «Фликова», вражеские корабли разошлись в стороны.
Воспользовавшись этим, «Фликов» развернулся и с максимальным ускорением направился к точке сбора.
– Есть Lonjhoth Rirrag с Glaga?
– Сигнал очень слабый и нестабильный, – отозвался Ятеш.
– Но хоть как-то можем связаться?
Пусть не получится передавать такие объемы информации, как при сцеплении, но, возможно, удастся связаться хотя бы по аудиоканалу. Конечно, при этом не избежать шумов, но уши Лафили вряд ли будут сильно против.
– Приложу все усилия.
Точка сбора сама по себе все время перемещалась. Остаться без информационного сцепления – все равно что заблудиться. Если отыскать флагман, можно просто направиться к нему, на поле боя, где во все стороны носится множество кораблей, сделать это, полагаясь лишь на Frokaj, практически нереально. Во-первых, оно нечетко. Корабельные сенсоры в условиях столь сильных помех работают плохо. Лафиль словно угодила в густой туман: ближайшие объекты ощущались отчетливо, а все, что дальше, расплывалось.
Вражеские корабли преследовали их.
– Приоритет номер один – ускорение, – приказала Лафиль Арбофу.
– Разрешено ли мне стрелять из кормовых Irgyuf? – уточнил Арбоф.
Если две кормовые Irgyuf одновременно выстрелят, это несколько снизит ускорение корабля.
– Разрешаю, – все же кивнула Лафиль.
Видимо, даже Арбофу была невыносима мысль о том, что они всего лишь спасаются бегством. В любом случае, уходить по прямой было нельзя. Если двигаться прямолинейно и равноускоренно, это все равно что подставляться под залпы врага.
Арбоф тут же выпалил из кормовых Irgyuf.
Враг тоже выстрелил.
Те и другие Spyut пронеслись друг мимо друга.
Левобортовые сопла фрегата заработали на полную мощность. Один из вражеских снарядов пролетел совсем рядом с реактивными струями.
Гномбош с энтузиазмом сосредоточил на нем огонь всех лазерных пушек.
Лафиль ощутила наконец точку сбора.
Однако подходящих кораблей там не было. Точнее, в общей мешанине их было не распознать.
– Канал связи открылся! – раздался возбужденный голос.
У Лафили гора с плеч свалилась.
– Это Glagaf Sov, – канал был только голосовой, зато слышно было отчетливо.
– Командующая, – Лафиль вытянулась и салютовала черному экрану. Если она не видит изображения, это еще не означает, что не видят и с той стороны. А главное, ей не хотелось, чтобы подчиненные считали ее расхлябанной. – Рада, что вы живы.
– Если вы не прибудете побыстрее, это может оказаться ненадолго, – ответила Атосурьюа. – Поскольку с информационным сцеплением проблемы, я сейчас перешлю навигационные данные.
– Ятеш?
– Передача данных завершена.
Кивнув Drokia, Лафиль вновь повернулась к Атосурьюа.
– Мы получили данные.
– Очень хорошо; я боялась, что мне придется передавать их устно.
– Я тоже, – согласилась Лафиль.
– Сейчас мой дивизион – ну, те, кто соберется, – займется сопровождением Alek, которые вошли первыми, обратно в Fath. Если связь прервется, ориентируйтесь по положению Glaga Sov.
– Спасибо за помощь.
Арбоф повел корабль по вновь заданной траектории.
Лафиль вновь закрыла глаза, сосредоточившись на Frokaj. Они будут на месте примерно через 25 минут. Но это если все пройдет гладко.
Естественно, никто не гарантировал, что все пройдет гладко. Во-первых, вражеское трио по-прежнему преследовало их. А во-вторых, «Фликовом» заинтересовалось еще несколько кораблей.
Положение было неприятным.
Одно радовало – через Сорд входили все новые и новые корабли.
– Арбоф, – обратилась к комендору Лафиль. – Мы можем пролететь рядом с поверхностью Сорда?
– Проверяете, хватит ли мне смелости? – Tlakia поднял бровь.
– Так все же?
– Зависит от того, насколько рядом.
– В тысяче Wesdaj.
– Да, это вызов, – хладнокровно ответил Арбоф.
– Сможете?
– Не вижу препятствий.
– Тогда приступайте, – улыбнулась Лафиль. – Гномбош, у меня для вас новое задание.
– Слушаю! – юный Fektodai вскочил на ноги, хотя это было совершенно излишне.
– Внимательно следите за поверхностью Сорда, не пропустите пузырение.
– Есть.
– Мы рассчитываем на тебя, новобранец, – добавил Арбоф.
Когда какой-то участок поверхности Сорда начинает пузыриться, это признак того, что что-то вот-вот выйдет в нормальное пространство – в данном случае, скорее всего, корабль Labule. Лафиль была готова к тому, что может лишиться жизни на поле боя, но не к тому, что это произойдет из-за столкновения с кораблем-союзником. Ей будет стыдно, что ее имя будет высечено в камне Greish Fronetara.
Но врагу здесь, конечно, угрожала бы та же опасность. Вдобавок они гораздо сильнее рисковали бы подвергнуться атаке. Даже слабые лучи Voklanyu на столь близком расстоянии могут быть смертоносными.
С самого начала истории войн человечества нечаянная стрельба по своим была неизбежным злом. Сейчас, однако, военные технологии достигли такой степени совершенства, что вероятность подвергнуться обстрелу со стороны союзника практически свелась к нулю.
Поэтому для врагов пролет близко к Сорду означал необходимость справиться со страхом иного рода.
Это само по себе было преимуществом.
Однако успокаиваться было рано.
Как Лафиль и ожидала, вражеские корабли держались от Сорда на почтительном расстоянии.
«Приятно иметь дело со здравомыслящим противником», – подумала она. Но забивать себе этим голову было некогда. Это было бы слишком высокомерно по отношению к столь скучному врагу.
Арбоф сейчас должен был уделять внимание только одному направлению: противоположной стороне Сорда. Возможности маневра «Фликова» были сильно ограничены. Приблизиться к Сорду еще больше было слишком рискованно, удалиться – значило потерять то преимущество, которое у них было сейчас. Двигаться можно было лишь в двух измерениях.
«Правильное ли это решение?» – начала сомневаться Лафиль.
Однако этому сомнению нельзя было позволить проявиться на лице. Но контролировать выражение лица было труднее, чем Лафиль думала, и она к этому еще не привыкла.
Раздался сигнал Kreuno. Звонил Джинто.
– Что?
– Ничего, – голос звучал так тихо, что Лафили пришлось поднести запястье к самому уху. – Просто мысли на твоем лице написаны яснее, чем что угодно в обитаемой Вселенной.
– Дурак. Нашел время для болтовни.
– Прости, – с улыбкой в голосе произнес Джинто и отключился.
Вдруг Лафиль заметила, что Экурьюа тоже смотрит на нее с непонятным выражением лица. Лафиль считала, что Экурьюа всегда бесстрастна, да и сейчас ее выражение лица не менялось; но внезапно Лафиль осознала, что даже эта бесстрастность может быть разной. Или, может, правильнее было бы сказать, что поверх бесстрастности была тоненькая маска? Сейчас эта маска на миг исчезла, обнажив истинную бесстрастность.
При мысли, что ее раскусили, Лафиль охватила слабость.
К счастью, похоже, кроме этих двоих, никто из команды не заметил ее колебаний.
Фрегат, уваливаясь то вправо, то влево, скользил вдоль поверхности Сорда.
Они приближались к точке сбора.
Лафиль Frokaj распознала флагман дивизиона.
– Информационное сцепление установлено.
– Ясно, – кивнула Лафиль.
Поток информации хлынул на фрегат. Во Frosh Лафили – позиция, которую надлежало занять «Фликову», в глаза – ход сражения.
– Следовать указаниям с Glaga, – скомандовала она, затем добавила: – Гномбош, предыдущее задание отменяется, возвращайтесь к лазерным батареям.
Вражеских кораблей сейчас было шесть. Фрегатов, включая «Фликов», собралось уже восемь. Кроме того, командующая назначила кораблям позиции так, чтобы окружить врага.
Линейных кораблей, которые дивизион должен был прикрывать, не было видно. Похоже, они уже благополучно ушли в Сорд.
Labule постепенно справлялись с временным хаосом.
– С возвращением, «Фликов», – на экране появилось изображение Атосурьюа. – Занимайте позицию побыстрее.
– Есть, – ответила Лафиль и повернулась к Арбофу.
Позиция, предписанная им флагманом сейчас, немного отличалась от той, какую им было приказано занять до информационного сцепления, так что была необходима коррекция.
Арбоф получил ту же информацию, что и Лафиль. Соответственно, он повел корабль туда, куда следовало.
«Фликов» занял позицию для обстрела вражеских кораблей.
– Всем кораблям – открыть огонь! – тут же скомандовала Атосурьюа.
– Огонь! – приказала следом и Лафиль.
Irgyuf выплюнули Spyut.
Главный двигатель заработал на полную мощность.
Лазерные лучи из неприятельских батарей облизали нос «Фликова».
Мимо «Фликова» пронеслись снаряды других кораблей дивизиона.
Передний вражеский корабль взорвался, обратившись в груду обломков.
«Фликов» влетел в груду обломков, притягиваемых гравитацией звезды Кемаль.
Защитное магнитное поле оказалось бессильно их отразить – они ведь были из обычного вещества.
Обломки ударились о корпус фрегата.
Из облака антивещества, бывшего когда-то топливом вражеского корабля, вырвалась какая-то тень и двинулась навстречу «Фликову». Союзный корабль, «Керков».
Два фрегата прошли друг мимо друга.
Когда восемь фрегатов первого штурмового дивизиона завершили свой групповой танец, число кораблей врага уменьшилось вдвое. Насколько могла судить Лафиль по своему пространственному восприятию, среди фрегатов потерь не было.
Враги, похоже, покинули поле боя.
– Доклад о повреждениях! – потребовала Лафиль.
– Повреждены три лазерных пушки, – отозвалась Гуринсия. – Серьезных повреждений нет.
Лафиль изучила состояние остальных семи кораблей, отображающееся на дисплее Kuro на ее Sareribash. Похоже, они все были в порядке.
«Будем преследовать?» – подумала Лафиль, ожидая новых приказов.
– Всем кораблям Sov Deir Kasna, – раздался голос Атосурьюа. – Мы остаемся здесь и будем контролировать пространство вокруг Сорда. Враг утратил желание сражаться. Мы остаемся наготове и ждем дальнейших приказаний.
Лафиль глубоко выдохнула.
Она пережила и этот бой.